Заместитель директора СШ № 2: верю в каждого ребенка, ведь самое главное в жизни – быть человеком

В юбилейный для Горецкого края год мы запускаем новый проект «Профессионалы». В нем мы будем рассказывать о выдающихся земляках во всех отраслях экономики, трудовыми достижениями которых гордится район.

В преддверии Татьяниного дня, который отмечают завтра, 25 января, нашей первой героиней неслучайно стала заместитель директора СШ № 2 г. Горки Татьяна Безносова. Носительниц этого имени считают покровительницами обучающихся. И наша собеседница своими иск­лючительными трудовыми достижениями на педагогическом поприще это оправдывает. Она второй в районе стала учителем-методистом. А в конце минувшего года удостоена почетного звания «Отличник образования». В беседе с корреспондентом «Горецкого вестника» Татьяна Николаевна поделилась формулой успеха и рассказала, как молодым педагогам состояться в профессии и какие качества сегодня важно воспитывать в детях.

Татьяна Безносова принадлежит к той элитной когорте заместителей директоров по учебной работе, которые являются не теоретиками идеальных уроков, а настоящими практиками, чьи учащиеся ежегодно становятся победителями областных и рес­публиканских олимпиад по обществоведению, конкурсов научно-исследовательских работ, получают высокие баллы на централизованном тестировании. Вот и с нынешнего областного этапа республиканской олимпиа­ды две ее одиннадцатиклассницы стали призерами. Евгения Захарова заняла второе место и будет защищать честь области на заключительном этапе, а
Дарья Ермакова получила поощрительный диплом.

Малой родиной Татьяны Безносовой является поселок Гощ-Чарны Добровского сельсовета. В детстве мечтала быть не учителем, а врачом. Большое влияние на ее окончательный профессиональный выбор оказал отец, который предложил дочери пойти учиться в Горецкий педколледж. На первой же практике наша собеседница убедилась в правильности его совета. Однако специа­лизации «начальные классы» предпочла историю. Интерес к этому предмету ей привили учителя в СШ № 1 Елена Козлова и Игорь Ворон.

После окончания исторического факультета МГУ имени А. А. Кулешова распределилась в СШ № 4, обучению детей в которой посвятила 15 лет. Она очень благодарна своим коллегам, прежде всего завучу Тамаре КочуркоНадежде Зайцевой, Валентине ПуховскойТатьяне Поздняковой, которые щедро делились педагогическим опытом, научили верить в себя и справляться со всеми трудностями.

Сегодня Татьяна Николаевна с улыбкой вспоминает, как, сломав правую руку, пришла к завучу с просьбой отложить сдачу экзамена на квалификационную категорию. А Тамара Захаровна была непреклонна: «У вас устный предмет – сдать сможете». Впоследствии и беременность не стала поводом для отмены участия в районном конкурсе профмастерства «Учитель года», где Татьяна Безносова стала лауреа­том. Наша героиня убеждена, чтобы достичь вершин в профессии, надо почаще выходить из зоны комфорта, состояния «все знаю и умею, ибо я на пьедестале», постоянно пробовать возможности и не бояться начинать все заново.

Так, она рискнула начать все заново в СШ № 2, куда перешла на работу по предложению руководства в 2010 году. Через пять лет стала здесь заместителем директора по учебной работе. А в 2016 году сдала квалификационный экзамен на «учителя-методиста» в Академии последип­ломного образования. В нашем районе обладателями этого почетного звания являются лишь два педагога.

«Наша профессия — это образ жизни»

Получение наград, по мнению Татьяны Николаевны, возлагает на человека большую ответственность за последующие результаты труда, которые должны быть еще более результативными. Ведь главная задача учителя-методиста не только знакомить коллег с современными передовыми педагогическими технологиями, но и помогать им внедрять все эти новшества. А это значит, что он должен сам на своих уроках их в совершенстве применять и на практике демонстрировать эффективность.

Наша героиня считает, что учитель – это образ жизни, постоянное повышение квалификации и поиск наилучшего способа донесения знаний до детей. Она постоянно посещает различные семинары, тренинги, курсы повышения квалификации и проводит мастер-классы. В конце минувшего года побывала в Санкт-Петербурге, где знакомилась с опытом работы российских коллег, которые, по ее словам, высоко оценивают систему белорусского образования, сохранившего наилучшие наработки советского времени.

«Часто можно услышать о профессиональном выгорании педагогов. Убеждена, что его не существует. Это личное желание человека оправдать им свое бездействие. Я постоянно анализирую, что у меня еще пока не получается, и ищу наилучший способ, как доработать и получить желаемый результат», – сказала Татьяна Николаевна. Она ценит в коллегах такое важное качество, как совершенствование себя в профессии. Когда человек не ищет причину, как «уйти» от поручения, а пробует его выполнить. Восхищается педагогами-экспериментаторами, которые всегда инициативны, постоянно апробируют новые технологии, критически оценивает себя со стороны, записывает уроки на видео и анализирует их резервы.

«В каждом ребенке своя изюминка»

Молодым педагогам советует быть правдивыми по отношению к себе, превращать свои слабые стороны в сильные, чтобы стать настоящим профессионалом, изучать опыт коллег и постоянно совершенствовать методику преподавания. Предмет можно вы­учить в совершенстве, а вот уметь доступно передать знания другим и научить применять на практике — это задача посложнее. И здесь главным, по ее мнению, является желание самого человека.

О педагогическом кредо Татьяна Безносова говорит просто: «Надо любить то, что ты делаешь, и тех, с кем работаешь. Поэтому учитель без любви к детям состояться в профессии не сможет. Все учащиеся абсолютно разные, однако у каждого, даже самого слабенького, есть своя изюминка. Не все могут быть отличниками и руководителями. Да это и не нужно. Верю в каждого ребенка. Ведь самое главное в жизни – быть человеком. И наша задача – научить этому ребят, умению отличать добро от зла и делать правильный выбор».

Главными составляющими формулы успеха Татьяна Безносова называет трудолюбие и целеустремленность. «Я трудоголик, лидер и, можно сказать, тренер-практик. Прежде чем предложить что-то сделать коллегам, всегда пробую на своем опыте и являюсь инициатором многих идей, которые сегодня внедряются в школе», – говорит наша собеседница. Она гордится высокими результатами учащихся и педагогов. И в этом большая заслуга заместителя директора по учебной работе, которая мотивирует на достижения прежде всего собственным примером. У
СШ № 2 довольно высокий рейтинг в районе по успеваемости ребят и показателям квалификации педагогов. Из 57 человек 23 имеют высшую категорию. Если раньше было всего по 1-2 победителя и призера районных олимпиад, то сегодня на областном этапе принимали участие семь учащихся, из которых четыре вернулись с наградами. Замдиректора благодарна всему педколлективу за высокие достижения ребят.

Задачи на Год качества

Лучше всего учителя характеризуют его ученики. «Я увлек­лась обществоведением на уроках Татьяны Николаевны и поняла, что это, действительно, то направление, в котором хочу развиваться, – говорит Дарья Ермакова. – Она объясняет учебный материал настолько доступно, что все сложное становится понятным. Преподносит теорию не скучным, академическим языком, а на примерах из жизни, использует много увлекательных презентаций. Нам репетитор по обществоведению не нужен: на первом этапе РТ я, например, набрала 96 баллов. Очень хорошо Татьяна Николаевна относится к детям. Учитель она строгий, но справедливый. Плохие оценки всегда можно исправить. Все дети ее уважают и любят».

В Год качества Татьяна Безносова будет работать с педагогами на повышение их профессионализма, внедрение инновационных технологий и апробацию всего нового, чтобы дети получали качественное образование: «Современный мир изменился. Главное для нас, учителей, научить детей не только получать знания, но и уметь их применять на практике в жизни. Основная цель каждого моего урока по обществоведению – воспитать настоящих граждан, которые будут любить свою страну не на словах, а проявлять патриотизм ежедневно в обыкновенных действиях. Например, в заботе о родных и близких, помощи им, уборке территории и т. д.».

Наша собеседница отмечает, что имя, данное ей мамой, очень нравится. «В переводе с греческого Татьяна означает устрои­тельница.  Оно полностью соответствует моему характеру. Я целеустремленный человек, не карьеристка, но считаю, что стоять на месте – это шаг назад в развитии», – говорит Татьяна Безносова.

Елена АГЕЙЧИК

Фото Михаила ЛЕВЦОВА

https://www.gorkiv.by/zamestitel-direktora-ssh-2-verju-v-kazhdogo-rebenka-ved-samoe-glavnoe-v-zhizni-byt-chelovekom/